Galnikols (galnikols) wrote,
Galnikols
galnikols

Categories:

«Исполнение желаний» Вениамина Каверина


Ветер шуршит по уголкам и закоулкам безлюдных улиц прочитанной книги. Ещё один роман Вениамина Каверина отложен в сторону.
Вениамин Александрович один из любимых и уважаемых мною писателей. На встрече в Останкино Каверина спросили: «Как должен выглядеть современный молодой человек?». И в ответе Каверина мы видим его героев, мы понимаем, какими должны быть и мы: культурными, вежливыми, начитанными, благородными и порядочными во всех отношениях.
[Далее]
Роман «Исполнение желаний» писался долго, более трёх лет. Каверин дважды возвращался к роману в 1935 году и в 1955. Местами переписывал, местами что-то убирал, как он выражался «убирал излишнюю поучительность». К сожалению, мной прочитан уже исправленный вариант романа. Только в букинистических лавках я смогу найти первый вариант, чтобы сравнить ухудшил Каверин, по мнению Дмитрия Быкова, или нет, по мнению самого Каверина, который считал, что ему удалось убрать лишние из романа.

Первые главы «Исполнение желаний» давались писателю с трудом: «как будто впервые в жизни я взял в руки перо». И тогда пришла догадка, что реальное отображение действительности нужно писать в иной стилистической манере. До сих пор Каверин писал стилистически сложно, избегая простоты и отчетливости языка. И он начал писать обычным разговорным языком, что дало ему возможность использовать свои знания, впечатления и размышления, свой жизненный опыт. Ведь ранее Каверин не прибегал к этим знаниям, полагая их слишком скучными для художественной литературы, да и прежняя стилевая манера не позволяла этого сделать.

Действия, описанные в романе «Исполнение желаний», происходят в конце двадцатых годов. Хотя для Каверина это было недавнее прошлое, но, чтобы создать исторический фон романа, он перелистывал газеты и журналы, расспрашивал товарищей по университету, ибо страна стремительно развивалась и уходила вперёд.

Начиная читать роман, читатель оказывается в Ветошном ряду Ситного рынка. О, как прекрасно, оказаться в букинистической лавке! И тут, мы первый раз встречаемся с Неворожиным и со старым Щепкиным, персонажами далеко неположительными.

Сюжет романа уносит нас, знакомит всё с новыми персонажами. Мы врываемся в жизнь персонажей, узнаём их мысли, поступки, прошлое и настоящее.
Персонажи выступают перед нами, как реальные люди, становятся нам близкие по убеждениям, по духу. Либо остаются настолько далеки от нас, ибо мы неприемлем их поступки, их внутренние идеалы, нам чужды они, как личности. Но что впечатляет даже в отрицательных персонажах, как Каверин преподносит их нам, раскрывает их перед нами. Возьмём Неворожина и Щепкина, Варвару Николаевну. Каверин так показывает их нам, что становится жалко их. Он постепенно раскрывает личную драму каждого, не судит никого сам, а показывает читателю, как эти люди стали такими. И вот это очень важно. Именно показать, как персонаж стал таким, что привело его к внутренней гибели. Каверин всегда был сюжетным писателем. За эту сюжетность его преследовали критики, и если бы Максим Горький когда-то не сказал ему, что надо дорожить этой склонностью, то, наверно, у нас не было бы многих восхитительных произведений Каверина.

И так, у каждого из нас есть некие желания. Но готовы ли мы к тому, если бы наши желания вдруг исполнились? Так Трубачевский, студент - филолог мечтает расшифровать десятую главу «Евгения Онегина», мечтает о славе, чтобы все его узнавали, любили и восхищались. Трубачевский юноша пылкий, с детства запоем читавший книги, и разумеется, это не могло не повлиять на формирование его личности. Обладающий прекрасным воображением, уносящим его далеко - далеко, всё понимающий, «но очень сложно, гораздо сложнее, чем это было на самом деле». Приятели говорили, что он чудной, нервный, мягкой, а Неворожин ясно увидел, что Трубачевский честолюбив и разгадал его желания о славе. Теперь вы без труда представляете себе Колю Трубачевского - худого и длинного юношу с хохолком на затылке и мечтательными глазами, а быть может кто-то узнаёт в нём и себя.

Каверин вводит в роман ещё одного героя - Ваню Карташихина, которого в первоначальном плане романе не должно быть. Вся история Коли Трубачевского, описанная на страницах романа, никогда бы не случилась с Карташихиным. Почему? Потому что Ваня Карташихин совершенно другой тип личности: рассудительный, трезво мыслящий, недаром в дружбе он относился к Трубачевскому, как к младшему. Вспомним, как Карташихин реагирует на рассказ Коли о том, что если бы явился некий чародей и предложил исполнить желание тот час же, минуя годы труда, огорчений и испытаний. Ваня отвечает достаточно резко, что спустил бы его с лестницы, а славу надо заработать собственным трудом. И в этом ответе мы видим личность Карташихина, видим его отличие от Трубачевского. Да, Трубачевский заблудившийся в себе юноша, но Каверин подталкивает своего героя к осознанию своей внутренней сути через слова Дмитрия Бауэра: «Человек мёртвый, считающий себя живым только потому, что видит собственное дыхание в холодном воздухе». Слова, заставляющиеся задуматься каждого.

Естественно, я не буду вам досконально рассказывать о всех персонажах романа. Хотя об романах Каверина я могу говорить долго, восторженно махая руками и ходя туда-сюда по комнате, чем то напоминая именно Колю Трубачевского.

В романе есть замечательный персонаж Матвей Ионыч. Это чудак, добрый чудак, бывший смотритель маяка, сам похожий на маяк, куритель трубки, любящий чистоту, молчаливый и ходящий зимой и летом в бушлате. Каверин так описывает нам Матвея Ионыча, что его невозможно не полюбить. Этот второстепенный персонаж со своими чудачествами вплетён в роман так искусно, умело, что нам уже кажется без Матвея Ионыча роман потерял бы краски.

А ещё упомяну старого Щепкина, в общем несчастного человека. Одна из его теорий заключалось в том, «что несчастья происходят оттого, что человек выходит на улицу». Забавно, да? Хотя это утверждение не лишено логики, но ведь не стоит же сидеть в четырёх стенах? Да, не стоит. Но старый Щепкин будет вам возражать до последнего, его вы не переубедите.

Вы спросите у меня, а есть ли в романе любовь? Несомненно есть, а как же без неё обойтись? Есть две героини - Машенька и Варвара Николаевна, вокруг которых и идёт любовная линия романа. Две женщины, которые противоположны друг другу, как день и ночь. Машенька - живая, добрая, настоящая, искренняя и милая девушка. И Варвара Николаевна, в которую влюбляются мужчины, которая очаровывает своей красотой и сводит с ума. Но Варвара Николаевна мертвая внутри, сама никого не любит и ведь по сути она так несчастна в своей жалкой жизни. Здесь вспоминается Глашенька из «Открытой книги». Но отличие в том, что Каверин в «Открытой книге» более тщательно проработал этот тип женщины, довёл в финале романа понимание и осознание Глафиры Сергеевны всей своей сути, всей своей ничтожности жизни и своих поступков.

Каверин, в начале романа указывает нам дату, от которой начинают развиваться события. Это апрель 1927 года. Ленинград тех лет, так недавно бывший Петроградом. Описания города, прохожих, Невы, тишины леса, снега, похожего на борную кислоту, всегда соответствуют настроению персонажей романа. И создают некую целостную картину мира героя.
Атмосферой того Ленинграда, атмосферой тех давно ушедших дней, которые уже никогда не повторятся и, к которым невозможно вернуться, роман Вениамина Каверина полон сполна и передаёт настроение тех лет. И герои романа, их жизни и биографии соответствуют духу того времени. Здесь мы найдём, как меняются жизни героев после наступления советской власти. Два раза в романе Каверин упоминает выражение «жить по маленькому или по большому счёту». Вспомним случай с Лукиным - простым деревенским парнем. Вспомним разговор друзей на последних страницам романа. Это так характерно для тех лет. Но что можно сказать в наши дни? А в наши дни, все в основном и живут по маленькому счёту, гребут под себя. Да, настроение молодежи той эпохи, ушедшей как дым из трубы в небо, уж не вернётся никогда. Никогда.

Закончу я вот этими строками из романа:
« - Послушай, ты когда - нибудь думал о других?
- Думал.
- А я - нет. Вот чему нужно научиться».



Tags: my foto, my read, Вениамин Каверин
Subscribe

Posts from This Journal “Вениамин Каверин” Tag

  • "Открытая книга". Вениамин Каверин.

    Вениамин Каверин «Открытая книга». Закончилось мое погружение в «Открытую книгу». Это было именно погружение с головой, как ныряние за ракушками и…

  • Каверин

    Ура!!! Кто ищет тот найдёт!!! Искала, искала «Открытую книгу» Каверина и не могла найти. Даже на международной книжной ярмарке ее невозможно было…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

Posts from This Journal “Вениамин Каверин” Tag

  • "Открытая книга". Вениамин Каверин.

    Вениамин Каверин «Открытая книга». Закончилось мое погружение в «Открытую книгу». Это было именно погружение с головой, как ныряние за ракушками и…

  • Каверин

    Ура!!! Кто ищет тот найдёт!!! Искала, искала «Открытую книгу» Каверина и не могла найти. Даже на международной книжной ярмарке ее невозможно было…